Иван ЖДАНОВ родился в 1948 году на Алтае в
горной деревне одиннадцатым сыном в
крестьянской семье. После школы, отработав
рабочим на заводе и мастером на буровой в Якутии,
поступил на журфак Московского университета. Но
насквозь идеологизированный деканат вскоре упек
его в психушку ввиду явной невменяемой
аполитичности. Одновременно, под благовидным
предлогом, а именно, по состоянию здоровья, его
отчислили из университета. Выписавшись из
психушки, он вернулся на Алтай и закончил там
Барнаульский пединститут. Затем полулегально,
без прописки и определенного места жительства,
возвратился в Москву. Здесь он подрабатывал
рабочим сцены в разных московских театрах, на
кратковременной неприжившейся сидячей
должности в Обществе книголюбов, и снова рабочим
на Мосфильме, потом — опять в театре, потом —
мастером в “Мослифте”.
Еще в Барнауле
списавшись с Алексеем Парщиковым вычислившим
его по ходившим по рукам спискам стихотворений,
он вместе с примкнувшим к ним третьим
Александром Еременко (как и Иван Жданов,
уроженцем Алтая, учившимся вместе с Парщиковым в
Литинституте) составил поэтическое направление,
вскоре обозванное критиками “метареализмом”
(М.Эпштейн) или “метаметафоризмом” (К.Кедров).
Первое же публичное
чтение стихотворений Иваном Ждановым и его
товарищами в декабре 1979 года в ЦДРИ произвело
эффект разорвавшейся бомбы в тихом омуте
подавленной ангажированностью отечественной
поэзии. К ним стремительно присоединились
отторгнутые законсервировавшимся Союзом
писателей бесхозные молодые поэты, не всегда
близкие им по творческой манере. И Иван Жданов и
его товарищи оказались в центре одного из
полуоппозиционных литературных круговоротов,
где они неизменно становились очевидными
лидерами. Явление это оказалось настолько
заметным, что его уже нельзя было больше
игнорировать, и в правящей отечественной
литературой “Литературной газете” и некоторых
других изданиях разгорелась посвященная ему
дискуссия. То есть имел место типичный советский
феномен — обсуждали или осуждали то, что нельзя
было прочесть, как это происходило когда-то с
романом Пастернака и “Архипелагом”
Солженицына.То ли своим безупречным с классовой
точки зрения происхождением, то ли своими
обходящими по касательной идеологические минные
поля метафорически безупречными стихами, а
скорее всего невообразимым сочетанием первого
со вторым, Иван Жданов более всех других своих
товарищей устраивал литературных бюрократов и
первым получил возможность опубликоваться уже в
1979 году в альманахе “Поэзия”. А в 1982, в период
устойчивого брежневского маразма даже издать
первую книгу своих стихотворений “Портрет”, где
ни разу не употреблялись такие обязательные для
любого печатного издания того времени слова, как
“партия”, “коммунизм”, “социализм”, “Ленин”,
“революция”, “Родина”, “Россия” и т.д. и
т.п.Вскоре книга Ивана Жданова была переведена и
издана в Париже. Затем последовали переводы
подборок его стихотворений на другие
иностранные языки. Его стали приглашать на
международные писательские конференции. Уже в
начале горбачевской эпохи он был принят в члены
Союза писателей и даже успел до его полного
развала получить в качестве члена
вышеназванного Союза однокомнатную квартиру и с
ней долгожданную московскую прописку. В 90-ом и
91-ом вышли одна за одной книги “Неразменное
небо” и “Место земли”. Иван Жданов и еще два
инициатора нового литературного направления
попали в учебники по отечественной литературе
для одиннадцатых классов, где им посвящен
отдельный раздел. Но все это полнейшее признание
и торжество их творческих амбиций совпало с
известными переменами в государственном
устройстве нашего отечества и вызванной ими
резкой потерей интереса не то, что к Ивану
Жданову и его товарищам, но и ко всей литературе в
целом в масштабах всей страны. И в результате в то
время, как его книга “Неразменное небо” была
переведена на английский и издана в США, а его имя
было апофеозно вписано в Британскую
энциклопедию, сам Иван Жданов, как и в самом
начале, вынужден был (хотелось бы, чтобы
временно), оставив свою московскую квартиру,
отправиться искать новый источник жизни к той же
географической точке, с которой начал — в
Барнаул, в горы на Алтай. Вернувшись в Москву
через год, получил премию им. Аполлона Григорьева
и уехал в Крым.