История
Клуба "Поэзия"
протекала в несколько этапов и началась с
предыстории: с поэтической студии, в
просторечии именуемой студией Ковальджи,
бывшей в начале 80-х годов одним из наиболее
заметных и значительных явлений
литературной жизни Москвы.
Свое название
студия получила по фамилии руководителя -
зав.отделом критики журнала "Юность"
Кирилла Ковальджи.
В число студийцев
входили: Иван Жданов, Александр Еременко,
Алексей Парщиков, Евгений Бунимович, Марк
Шатуновский, Нина Искренко, Юрий Арабов,
Владимир Друк. Эпизодически на студии
появлялись Игорь Иртеньев, Сергей
Гандлевский, Виктор Коркия, Дмитрий Пригов,
Лев Рубинштейн. Всего же временами
собиралось человек сорок и более.
В самом начале
перестройки на студию Ковальджи пришел
мало кому известный Леонид Жуков и
предложил организовать альтернативное
Союзу писателей объединение молодых
литераторов, что вызвало сначала вялую
реакцию со стороны тех, к кому он с этим
предложением обращался.
Но, как оказалась
впоследствии, вялость реакции была отчасти
напускной, отчасти вызванной российским
бытовым пессимизмом. Как только Леонид
Жуков с неожиданным для всех упорством
преодолел необходимые бюрократические
инстанции и получил разрешение на создание
клуба молодых литераторов в помещении на
окраине Москвы, кажется, на Енисейской
улице, от вялости и писсимизма не осталось и
следа. На первое же заседание народу
собралось видимо-невидимо.
Тут можно было
встретить всех, а именно: уже перечисленных
и не перечисленных участников студии
Ковальджи, представителей московского
концептуализма, членов объединения "Московское
время", независмимых поэтов, не входивших
ни в какие объединения, а так же
представителей самой молодой тогда
генерации, создавших впоследствии
поэтическую группу "Эпсилон-салон". И
вообще редкая птица не залетала на середину
этого клуба в то время.
Поскольку по
требованию административных органов
надзора объединение молодых литераторов
должно было курироваться Союзом писателей
СССР, то в качестве куратора клубом был
унаследован от студии Ковальджи и сам
Кирилл Ковальджи.
В результате
напряженных, длительных и утомительных
дебатов было принято более или менее
примирившее всех невыразительное название
- Клуб "Поэзия".
Так начался первый
этап истории клуба.
Уже на втором
заседании Леонид Жуков был смещен с
должности президента клуба "благодарными"
членами избранного правления, а вместо него
назначен гораздо более известный Игорь
Иртеньев.
Первые
организационные заседания проходили бурно
и с большим числом участников, и по своей
амбициозности и бессмысленности ни в чем не
уступали тогдашнему отечественному
парламенту, называвшемуся Верховным
Советом.
Несколько акций
клуба имели особенно сильный резонанс. Так,
например, выступление Юлия Гуголева - из
числа самых молодых тогда поэтов,
сопровождавшееся сеансом полного
раздевания, поставило куратора клуба
Кирилла Ковальджи перед необходимостью
писать объяснительные записки уже
упоминавшимся административным органам
надзора.
Другой шумной и
многолюдной акцией было выступление членов
клуба в помещении Дома культуры фабрики "Дукат".
Аншлаг превосходил все мыслимые размеры и
кончился взрывами осветительных приборов
рампы, а так же появлением в зале
милицейского наряда. Впрочем, в итоге все
обошлось благополучно.
Почти сразу
вслед за этим наступил второй этап истории
клуба. Литература, в частности поэзия,
перестали кого-либо интересовать, а смысл в
альтернативной Союзу писателей
организации отпал в связи с распадом самого
Союза на ряд альтернативных Союзов, и ряды
членов Клуба "Поэзия" резко поредели.
Фактически они
сузились до размеров прежней студии
Ковальджи и даже еще уже. И впоследствии с
названием Клуб "Поэзия" стало принято
связывать круг имен, вошедших в клуб из
числа членов этой студии. По сложившейся
традиции отдельно принято упоминать
известную устойчивую троицу метареалистов.
Продолжал хранить верность клубу и его
бессменный президент Игорь Иртеньев,
формально не входивший в число студийцев.
Впрочем, и Дмитрий Пригов, а периодически и
многие другие продолжали принимать участие
в акциях клуба.
Теперь клуб перешел
в иную фазу. Он стал существовать в режиме
"Бродячей собаки". У него не стало
постоянного помещения, да и постоянные его
члены являлись таковыми чисто условно.
Мотором клуба стала
Нина Искренко. Она придумывала
тематические поводы для проведения
заседаний, назначала даты и инициировала
участие в них всех остальных.
Наиболее
запомнившимися акциями были поэтические
акции в очереди в Макдоналдс, в
Палеонтологическом музее и в московской
"подземке". Клуб даже выпустил два
номера газеты "Благонамеренный кентавр",
прекратившей свое существование отчасти из-за
отсутствия необходимых средств, отчасти из-за
некоторой разобщенности, наступившей
вместе с некоторыми очевидными
свидетельствами признания поэтов этого
круга.
Усилиями Джона Хая -
американского писателя, переводчика,
главного редактора литературного журнала
"Five fingers" - в США и Кристины Зейтунян-Белоус
- французской художницы, поэтессы и
переводчика - во Франции, а также других
переводчиков в других странах Европы, Азии
и Америки, входившие в это объедиение поэты
вышли на международную арену. Стихи, эссе и
проза членов Клуба "Поэзия" стали
издаваться за рубежом в разнообразных
литературных журналах, а также отдельными
книгами. Их стали приглашать на
всевозможные международные поэтические
фестивали, а также с поэтическими
выступлениями и чтениями лекций в
американских и европейских университетах.
С преждевременной
смертью Нины Искренко клуб перешел в третью
стадию своего существования. Теперь,
несмотря на то, что ряд поэтов Клуба "Поэзия"
продолжает писать и публиковаться, а все
вместе они периодически с упорным
постояноством собираются для совместных
чтений в Политихническом музее и других
аудиториях, клуб уже существует скорее как
Дух Святой, т.е. практически бестелесно, но с
некоторым так до конца и не испарившимся
амбьянсом.
Скорее всего эта
третья стадия и станет заключительной,
что вполне вписывается в общепринятые
каноны: первая стадия - ветхозаветная,
вторая - новозаветная, а третья - как уже
было отмечено выше - духосвятская.
Предпринятая в
конце 1999 года издательством "Владом"
попытка издания книг серии "Библиотека
клуба "Поэзия", в случае ее счастливого
осуществления, может стать естественным
завершением истории клуба.
Марк Шатуновский